Экспертное мнение

31-07-2018

Украина подписала MLI конвенцию

23 июля 2018 года, и.о. Министра финансов Украины Оксана Маркарова подписала Многостороннюю конвенцию по выполнению мероприятий, касающихся соглашений о налогообложении, с целью противодействия размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения (MLI конвенция).

Предполагается, что подписание MLI конвенции приведет к уменьшению объемов перемещения украинского капитала в юрисдикции с низким уровнем налоговой нагрузки, что в свою очередь поспособствует увеличению доходов бюджета страны.

Украина стала одной из 83 стран, присоединившихся к конвенции, пополнив ряды в борьбе с злоупотреблением льготными режимами, предусмотренными двусторонними конвенциями об избежании двойного налогообложения.

Украина присоединилась к международному плану противодействия налоговым злоупотреблениям (BEPS) с 1 января 2017 года, тем самым взяв на себя обязательства выполнить минимальный стандарт Плана, который состоит из четырех шагов:

  • Шаг 5: «Совершенствование мер борьбы с налоговыми злоупотреблениями»;
  • Шаг 6: «Недопущение злоупотребления льготами, предусмотренными двусторонними соглашениями»;
  • Шаг 13: «Рекомендации о документации по трансфертному ценообразованию и раскрытии информации по странам»;
  • Шаг 14 «Совершенствование процедуры взаимного согласования путем разрешения споров».

Таким образом, подписав и ратифицировав MLI конвенцию Украина одновременно выполнит шаг 6 и шаг 14 минимального стандарта Плана BEPS.

Присоединение к MLI конвенции позволяет оперативно и одновременно вносить изменения в двусторонние конвенции. Согласно Протоколу о присоединении к MLI конвенции Украина согласилась внести изменения в 77 двусторонних конвенций об избежании двойного налогообложения, участником которых является Украина.

Среди прочего, Украина согласилась ввести в двусторонние конвенции тест «основной цели» (Principal Purpose Test), который позволяет в каждом конкретном случае определить целесообразность предоставления налоговых льгот, предусмотренных двусторонними конвенциями. Так, льготный налоговый режим не применяется, если будет доказано, что основной целью сделки или создания международной структуры было получение выгоды от такого льготного налогообложения.

Таким образом, бизнесу уже сейчас стоит оценить свои международные структуры на предмет наличия достаточной экономической необходимости использования иностранных структур, что является весьма затратным процессом с точки зрения времени и финансов. В первую очередь, речь идет о наличии реального экономического присутствия компании (substance) в стране ее регистрации. В идеале для прохождения теста «основной цели» компания должна иметь не только реальный офис, штат сотрудников, телефон, а также должна быть наделена полномочиями самостоятельно принимать решения в отношении ведения хозяйственной деятельности.

Стоит отметить, что Парламент в скором времени должен ратифицировать MLI конвенцию, иначе Украина рискует попасть в черный список оффшорных стран ЕС. Однако, для того чтобы изменения во все двусторонние конвенции вступили в силу, необходима ратификация MLI конвенции всеми странами, в конвенции с которыми вносятся изменения. Так, по состоянию на 23 июля 2018 года конвенция была подписана 83 странами, 9 из которых уже ее ратифицировали.

В целом, ожидается, что присоединение к MLI конвенции позволит унифицировать правила международного налогообложения, тем самым уменьшив отток украинского капитала в низконалоговые юрисдикции и соответственно увеличит поступления в бюджет страны, что должно позитивно повлиять на инвестиционную привлекательность Украины. В свою очередь предпринимателям придется приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса.

Автор: Ирина Бандурко, юрист «Spenser&Kauffmann»

Все новости